декабря 07, 2011

МЕТОДИКА СОСТАВЛЕНИЯ ЭКСКУРСИИ

http://www.alexandria-guide.ru/info/metody/izuchenie_i_otbor.html

Весь материальный мир находится под пристальным взглядом экскурсоводов. В Сочи они показывают и рассказывают о Черном море и дендрарии, в Домбае — о горах и ледниках, в Новочеркасске — об экспонатах музея истории донского казачества и о легендарном вихорь-атамане Матвее Платове, герое Отечественной войны 1812 г., в Москве — о соборах Кремля, Красной площади и сотне других достопримечательностей, близких сердцу каждого россиянина, в Карелии знакомят с Валаамом, Кижами и гранитами, выходящими на дневную поверхность только в этих местах европейской России...

Бесконечно множество экскурсионных объектов на Земле, и каждый из них заслуживает глубокого рассказа. Экскурсионные объекты являются зрительной основой восприятия положений, развиваемых в экскурсиях, дают представления о характерных чертах природы, особенностях определенной эпохи развития общества, хозяйства, науки, искусства.

В качестве экскурсионных объектов могут использоваться:
- природные объекты — геологические обнажения, леса и отдельные виды деревьев, кустарников, грибов, луга и степи, долины рек и составляющие их части, озера, водная растительность, горы и ледники, карстовые пещеры и многое другое;
- произведения архитектуры и градостроительства — гражданские здания, дворцы, замки, кремли, крепости, мавзолеи, триумфальные арки, соборы, церкви, часовни, монастыри, фонтаны, надгробные сооружения, садово-парковые ансамбли, произведения монументальной живописи и скульптуры и т.д.;
- улицы и площади городов и поселков;
- здания и сооружения, связанные с крупнейшими историческими событиями в жизни народов России;
- скульптурные памятники, установленные в честь знаменательных событий или знаменитым людям;
- экспозиции краеведческих музеев, музеев изобразительных искусств и декоративно-прикладного искусства, картинных галерей; - археологические памятники — городища, земляные валы, дольмены на Кавказе, курганы, каменные бабы, древние рисунки, высеченные на скалах, камнях и т.п.

В процессе подготовки экскурсии при отборе объектов необходимо учитывать значение каждого из них для раскрытия освещаемой темы. Оценка объектов проводится по следующим критериям:
- познавательная ценность объекта;
- известность объекта, например, памятник тысячелетия России в Новгороде, мемориал на Мамаевом кургане в Волгограде, исток Волги в Тверской области и др., с которыми обязательно захотят познакомиться экскурсанты;
- экзотичность объекта, его неповторимость;
- выразительность, под чем подразумевается внешняя выразительность самого объекта или его особое взаимодействие с окружающей средой;
- сохранность, современное состояние объекта, возможность и целесообразность его включения в маршрут экскурсии в том состоянии, в котором он находится;
- месторасположение, удобство подъезда к нему, состояние подъездной дороги, наличие мест для стоянки транспорта и размещения группы при осмотре объекта. После оценки экскурсионных объектов и изучения литературных источников, связанных с ними, на каждый объект эставляется карточка.

Требования к ней были разработаны Зкскурсионным управлением ЦСТЭ. Они включают следующие пункты:
1. Наименование объекта. Если объект переименовывался, например, улица, то первоначальное название.
2. Исторические события, связанные с объектом, их даты.
3. Местонахождение объекта (адрес).
4. Описание объекта (краткая характеристика внешних черт, автор, дата сооружения, материал изготовления, тексты надписей на памятнике).
5. Источники сведений об объекте и событиях, с ним связанных (библиографическое описание литературных и архивных
материалов).
6. Сохранность объекта.
7. Охрана памятника (на кого возложена, каким решением).
8. Фотография или другой иллюстративный материал.
9. Дата составления карточки экскурсионного объекта, рамилия составителя. Вышеназванные пункты карточек экскурсионных объектов могут быть дополнены или несколько видоизменены, особенно если это касается объектов природы. Изучение экскурсионных объектов целесообразно завершить составлением крупномасштабной (масштаба 1: 25000, .: 10000, 1: 5000) карто-схемы территории, по которой прой-:ет будущий маршрут экскурсии, с нанесением на нее в условных знаках всех выявленных достопримечательностей.

Общепринятых условных знаков экскурсионных объектов не уществует. Они должны быть разработаны самими участниками творческой группы. После изучения экскурсионных объектов и составления -арто-схемы наступает этап отбора экскурсионных объектов. )н производится на основе определения значения каждого из них для раскрытия экскурсионной темы с заранее намеченной целью.

При отборе необходимо учитывать силу зрительного воздействия объекта на экскурсантов, его известность, .курсионное дело местоположение, наличие удобных подъездных путей, состояние окружающей территории и др. Объекты подразделяют также на основные и дополнительные. Основные — это те, без которых невозможно раскрыть тему экскурсии. Как правило, на показе основных объектов раскрываются подтемы экскурсии. Дополнительные объекты помогают рассказать об отдельных эпизодах, фактах, локальных событиях, обогащающих экскурсию конкретными деталями. Не рекомендуется включать в показ объекты, не связанные с темой, поскольку они отвлекают внимание экскурсантов и нарушают стройность экскурсии. В экскурсионной практике принято в двух-трехчасовой обзорной городской экскурсии использовать 15—30, в тематической — 10—15 объектов.

В экскурсии не следует стремиться к чрезмерному увеличению числа объектов показа, это мешает глубине освещения темы. Недостаточное же их количество не создает полноценного зрительного ряда, что также не способствует повышению качества экскурсии. Экскурсионный маршрут представляет собой путь следования экскурсионной группы. Необходимо стремиться сделать его компактным, чтобы не допускать слишком длинных проездов или проходов между объектами показа. Их время не должно превышать 10—15 мин. Маршруты строятся по хронологическому, тематическому и тематико-хронологическому, или комплексному, принципу.

Ввиду разбросанности объектов по городу выдержать хронологический принцип при составлении маршрута довольно сложно или даже невозможно. Преимущественно используется тематический принцип, с учетом которого разработано большинство тематических экскурсий. Тематико-хроноло-гический принцип применяется так же часто, особенно при подготовке городских обзорных экскурсий. В них хронологическая последовательность показа объектов и ведения рассказа может соблюдаться только внутри отдельных подтем.

При разработке маршрута следует избегать повторных проездов по одной и той же улице или мимо одного и того же экскурсионного объекта. Но этого не всегда можно добиться. Разработка маршрута заканчивается составлением схемы маршрута экскурсии с названиями всех улиц и площадей, по которым должна следовать группа, с нанесенными на нее объектами показа (в условных знаках) и местами выхода эк-:курсантов из автобуса, с указаниями, на каких участках рассматривается та или иная подтема экскурсии. На схеме еще может быть указана скорость движения автобуса: «медленная» (около 30 км/ч), «средняя» (40—45 км/ч), «быстрая» (около 60 км/ч). Указание на скорость движения автобуса особенно важно при освоении экскурсии новыми экскурсоводами.

--
Храни Господь
Дмитрий

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Будет очень приятно увидеть , , здесь Ваш комментарий